На какие фазы делится история 20 века. Исторические песни

Во все времена люди были крайне любознательными. Они хотели знать, что их ждёт и что было до них. Интерес к тайнам давно ушедших веков раззадоривал их любопытство всё больше и больше. Азарт привёл к тому, что люди создали одну из самых величайших наук за весь период человеческого существования - историю. Невозможно представить, какое именно событие или факт побудило людей к созданию подобного детища, тем не менее историческая наука является самой древней из всех. Её истоки тянутся со времён древней Греции и Рима, когда письменность, государственный строй, литература и искусство только зарождались. По мере эволюции самого человечества развивалась история, поэтому сегодня нам дана уникальная возможность заглянуть через призму времени на те события и людей, которые некогда жили и творили великие дела. Также поражает связь исторической науки с другими популярными и важными дисциплинами современности, например с политикой, философией и экономикой. Подобная особенность показывает многогранность и незаменимость истории как фундаментальной науки. Каждый человек мечтает знать все на свете, потому что знания - это самое грозное оружие. Поэтому история предназначается для изучения прошлого, дабы как можно лучше понимать современность и предвидеть будущее.

История - наука или нечто большее?

По мнению многих учёных, современная история зародилась в 484 году до нашей эры.

Именно в том году родился знаменитый Геродот Галикарнасский, которого по праву называют «отцом истории». Большинство его исторических работ позволили увидеть быт и порядки древней Греции, Скифии, Персии и других стран.

Этот человек является автором знаменитого трактата под название «История». Для отечественной науки труды Геродота были как библия. Большинство античных племён, описанных учёным, проживали на территории современной России и Украины.

Сам термин происходит из греческого языка. "История" в переводе означает "исследование" или же науку, которая изучает быт и жизнь человека в прошлом. Более узкая дефиниция представляет историю как науку, изучающую исторические события и факты для их объективного описания, изучения, а также с целью установления последовательности всего исторического процесса.

Появление Геродота и других учёных, работающих позднее, повлияло на процесс становления самой истории. С этого момента можно выделить основные этапы развития исторического знания, которое с годами развивалось и всё больше наполнялось новыми терминами и понятиями. Сегодня эти этапы являются базисом в процессе изучения исторической науки.

Этапы развития исторической науки

История всегда развивалась циклично. Процесс её эволюции никогда не был представлен в виде последовательности. Непостоянство самого человека привносило большие изменения в саму науку, тем самым развивая её. Практически все этапы развития исторического знания имеют множество особенностей. Эти неповторимые факты характеризуют каждый этап по-своему. Всего существует четыре основных этапа, а именно:

Античная историческая наука.

Средневековая историческая наука.

Историческая наука XX века.

Характеристика этапов

Ранее уже указывалось, что этапы развития исторического знания имеют свои характерные особенности. Каждому из них присущ тот или иной аспект, выделяющий этап из массива других.

1) История была основополагающей, так как все последующие интерпретации этой науки исходили от первоначального варианта. Для этого этапа характерны следующие особенности: творческий подход к науке, исторические события описывались вместе с географией и экономикой локации, не было научной формы повествования, не производилась на дисциплины.

2) Средние века привнесли в историю некоторые аспекты, которых ранее не было. Например, уже в 17 веке была сформирована общая картина Всемирной истории. Также была установлена единая система летоисчисления, а рост интереса к прошлому прогрессировал.

3) Новое время - это век развития науки и техники. принёс в историю принципиально новые подходы к процессу изучения. В науке доминировали принципы объективности, историзма и критического анализа источников исторических.

4) Даже с учётом всех инноваций этапы развития исторического знания не имели настолько взрывного эффекта, как в XX веке. В это время история превратилась в фундамент политики, социологии, социальной психологии и др. Науку активно использовали политические деятели тех времён ради пропаганды. Также на развитие этапа повлиял развал колониальных империй. Многие неизвестные государства смогли приобщиться к мировому сообществу и подарить всем свою культуру.

История как основная и второстепенная наука

Ранее был отмечен факт многогранности и функциональности Подобное суждение доказывается тем, что эту науку можно рассматривать как основную и как второстепенную. История основная даёт миру не только классические знания о прошлом, но ещё и вносит большой вклад в другие науки, такие как философия и политика. Однако историю можно использовать как контекст, в котором будут рассматриваться основные этапы становления совершенно другой науки. Например, основные исторические этапы развития экологического знания развивались многие годы. Каждый из них пережил определённые временные рамки разных эпох. Отсюда можно говорить об истории этих этапов.

История и политика

Умение управлять государством возникло достаточно давно. Чтобы познать это ремесло, многие полководцы, учёные или просто зажиточные граждане какой-либо страны учились годами. Это умение называется политикой. Её можно сравнить с искусством, так как для удачного управления всеми государственными процессами человеку нужно немного больше, чем просто талант. Политик - это скульптор, чьей глиной является государство и его внутренняя жизнь. Эта наука появилась и развивалась параллельно с историей. Греции, в которой и возникла политика, способствовал её развитию. Основные этапы знания в истории связаны с процессом становления исторической науки. Это обусловлено тем, что исторический процесс фактически породил политику. Многие «маститые» политические деятели использовали свои исторические знания для масс. Но это уже другая тема.

Основные исторические этапы развития философского знания

История и философия практически всегда находились в неразрывной взаимосвязи друг с другом. Эти науки дополняли и развивали сами себя. История позволяет взглянуть на то, каким был мир в прошлом, а философия показывает духовную, тождественную суть прошлого и человека.

Параллельное развитие этих наук принесло миру совершенно новую отрасль знаний - историю философии. Она позволяет взглянуть на то, как развивалась философия с учётом исторических событий, сопутствующих этому развитию. Крупные периоды имеют формационную суть общественно-экономических отношений.

По своей сути, история и философия - это родственные науки. Различие лишь в способе мировоззрения представителей этих наук. Если историков интересует только хронология и другие аспекты жизни человека прошлого, то философы рассматривают духовное восприятие окружающего мира. Но этапы развития исторического знания помогают выделить периоды становления и развития философии. На сегодняшний день выделяют следующие этапы в философии:

Философия античная.

Феодальная философия.

Буржуазно-формационная философия.

Современная наука философия.

Закон трёх стадий

История не только давала, но ещё и получала определённую выгоду от процесса совместного развития с философией. В далёком 1830 году была выдвинута теория, которая впоследствии стала законом. Она во многих аспектах определила свое время. Её автор, Огюст Конт, назвал теорию «Закон трёх стадий исторического развития знания».

Он предположил, что любые знания и информация проходят три основных этапа в процессе имплементации в сознании человека. Эти три теоретические стадии удалось выделить при помощи изучения человеческого сознания. Посредством закона можно детально объяснить и изучить все этапы развития исторической науки.

Описание этапов «Закона трёх стадий»

Каждый этап имеет своё предназначение. Существует всего три стадии: теологическая, метафизическая, позитивная. Особенности каждой определяются теми функциями, которые она выполняет.

1) Теологическая стадия позволяет определить получить примитивные знания о чем-либо. При этом разум человека находится в состоянии младенца. Все внешние процессы объясняют по аналогии с собственными действиями.

2) Метафизическая стадия - это «перевалочный пункт». На этом этапе разум стремится к абсолютному знанию. Отличие от первой стадии лишь в том, что человек способен к абстрактному мышлению, а не к банальному сравнению.

3) Позитивная стадия является пиком эволюции мышления. В контексте этого этапа происходит внедрение знания в определённую отрасль. По мнению Конта, эта стадия наиболее серьёзная, потому что она показывает процесс эволюции определённого знания в сознании человека.

Благодаря этой теории этапы развития исторической науки наполняются фактами и событиями, а также изучаются намного скрупулёзнее. «Закон» наглядно показывает процесс прогрессивного развития истории как науки.

История сейчас

Итак, в статье было рассмотрено зарождение и основные этапы развития исторического знания, а также сопутствующих наук.

В современном мире история отыгрывает немаловажную роль. Она является фундаментальной наукой в процессе обучения. Помимо этого, учёные обогащают науку новыми знаниями при помощи использования новейших технологий и методик.

Исторические песни – это эпические или лирико-эпические произведения, изображающие события или эпизоды из жизни исторических лиц, в результате деятельности которых заинтересованы носители песни. Исторические песни – художественные произведения, поэтому факты истории присутствуют в них в поэтически преображенном виде, хотя исторические песни стремятся к воспроизведению конкретных событий, к сохранению в них точной памяти. Как эпические произведения многие исторические песни имеют черты, сходные с былинами, но они являются качественно новой ступенью в развитии народной поэзии. События передаются в них с большей исторической точностью, чем в былинах.

Первые записи исторических песен относятся к XVII веку, произведения этого жанра встречаются также в печатных и рукописных сборниках XVIII и XIX веков, они вошли в сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». В дальнейшем продолжались записи и публикации произведений этого жанра, в настоящее время исследователи полностью представляют, как создавались и исполнялись исторические песни. В фольклористике исторические песни долго не выделялись в отдельный жанр, их относили к былинному эпосу, считая московским или казанским циклом. Но надо учитывать, что между былинами и историческими песнями есть принципиальное отличие в способе отражения действительности.

РАННИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Как жанр исторические песни сформировались в эпоху Московской Руси, но первые тенденции к созданию новых песен – проявились хронологически раньше, в XIII веке. Можно говорить о появлении небольшой группы песен, связанных своим содержанием с героическим подвигом жителей Рязани, пытавшихся остановить полчища Батыя (рязанский цикл по классификации Б.Н.Путилова). Эти песни характеризуются поисками новых путей исторического песенного повествования – отражением в произведениях исторической конкретности или использования исторической темы для создания обобщенного патриотического образа, как в «Авдотье Рязаночке». Исторические песни – сюжетный жанр, сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду, действие развивается быстро, нет стремления к замедлению повествования, не используются приемы, способствующие ретардации.

Исторические песни – повествование о прошлом, но они складывались обычно вскоре после описываемых событий. В исторических песнях может присутствовать вымысел, но он не играет определяющей роли; возможно преувеличение, но почти нет гиперболизации. В исторических песнях достоверно раскрывается психология, переживания, мотивы поступков персонажей – их внутренний мир.

В древних исторических песнях главное – изображение народной силы, не сломленной нашествием врагов. Один из героев этого цикла Евпатий Коловрат, охваченный гневом и скорбью при виде разоренной Рязани, устремляется вслед за татарами, вступает с ними в неравную борьбу, одолевает в поединке татарского богатыря. И хотя Евпатий погибает, но в описании его подвига звучит тема непобедимости русского народа. Близость этой песни к былине усиливается благодаря тому, что битва в ней рисуется в первую очередь как столкновение одного героя с полчищами врагов. Хотя Евпатия в походе сопровождает дружина, но воинов в действии мы не видим. Кульминация песни – поединок Евпатия с татарским богатырем Хостоврумом решена в былинных традициях, но финал песни далек от оптимистического. Татары, хотя и несут немалые потери, но не терпят полного поражения, не бегут с русской земли, а Евпатий, выступивший против них, гибнет. Здесь налицо разрыв с эпическими традициями, с идеями непобедимости русского богатыря, отход от эпической идеализации истории. В песне о Евпатии время действия не эпическое, а историческое, но сюжет строится на основе художественного вымысла. Эта песня принадлежит к произведениям переходного типа, она еще тесно связана с эпическими традициями.

Пес-ни (главным образом эпи-чес-кие и ли-ро-эпи-чес-кие), по-свя-щён-ные ис-то-рическому со-бы-тию или ли-цу, с раз-вёр-ну-тым по-ве-ст-во-вательным сю-же-том.

В уст-ной тра-ди-ции не име-ли специального обо-зна-че-ния. Пе-ри-од рас-цве-та исторических песен - XVI-XVIII века, од-на-ко их про-дол-жа-ли со-чи-нять и позд-нее.

Об-лас-ти рас-про-стра-не-ния: Центральная Рос-сия, По-вол-жье, Русский Се-вер, Си-бирь, ка-за-чьи по-селе-ния на ре-ках Дон, Ку-бань, Те-рек, Урал. Из-вест-но cвыше 600 сю-же-тов исторических песен. Ран-ние сю-же-ты ото-бра-зи-ли со-бы-тия пе-рио-да борь-бы с монголо-татарским игом («Ав-до-тья Ря-за-ночка», «Та-тар-ский по-лон», «Щел-кан Ду-ден-ть-е-вич»). В цик-лах исторических песен XVI века раз-ра-бо-та-ны те-мы борь-бы Ива-на IV Ва-силь-е-ви-ча Гроз-но-го с внеш-ни-ми и внут-рен-ни-ми вра-га-ми («Взя-тие Ка-за-ни», «Гнев Гроз-но-го на сы-на»), си-бир-ско-го по-хо-да ка-зачь-е-го ата-ма-на Ер-ма-ка Ти-мо-фее-ви-ча.

В XVII веке сло-же-ны исторические песени о Смут-ном вре-ме-ни («Ми-хаил Ско-пин-Шуй-ский», «Гриш-ка-рас-стриж-ка», «Плач Ксе-нии Го-ду-но-вой»), о борь-бе за Смо-ленск («Зем-ский со-бор», «Ми-ло-слав-ский»), о за-щи-те южных гра-ниц («Взя-тие Азо-ва»). Один из са-мых круп-ных цик-лов - о Сте-па-не Ра-зи-не («Убит ас-т-ра-хан-ский вое-во-да», «Пес-ня ра-зин-цев», «Казнь Стень-ки Ра-зи-на» и другие). В XVIII веке воз-ник-ли исторические песни о пет-ров-ском вре-ме-ни, в ко-то-рых на пер-вый план вы-ступи-ла те-ма по-бед русской ар-мии: Пол-тав-ская бит-ва 1709 года, взя-тие Ореш-ка, Ри-ги, Вы-бор-га; по-яви-лись исторические песени о вос-ста-нии Е.И. Пу-га-чё-ва 1773-1775 годов.

В исторических песнях XVIII-XIX веков за-пе-чат-ле-ны об-ра-зы пол-ко-вод-цев А.В. Су-во-ро-ва, Г.А. По-тём-ки-на-Тав-ри-че-ско-го, М.И. Ку-ту-зо-ва, ка-зачь-е-го ата-ма-на М.И. Пла-то-ва, со-бы-тия Отечественной вой-ны 1812 года, Се-ва-сто-поль-ской обо-ро-ны 1854-1855 годов и других. В по-этической ком-по-зи-ции важ-ное ме-сто за-ни-ма-ют мо-но-ло-ги и диа-ло-ги, харак-те-рен ак-цент-ный стих, обыч-но двух-удар-ный. В изу-че-ние исторических песен боль-шой вклад вне-сла ис-то-ри-че-ская шко-ла фольк-ло-ри-сти-ки.

Ис-пол-ни-тель-ские тра-ди-ции

Северные ска-зи-те-ли пе-ли исторические песни в сти-ле, близ-ком бы-ли-нам, и на-зы-ва-ли их ста́рина-ми. В Центральной Рос-сии пре-об-ла-да-ли по-ве-ст-во-вательные кре-сть-ян-ские пес-ни, сти-ли-сти-ка ко-то-рых за-ви-сит от ме-ст-ной тра-ди-ции; в ран-них пес-нях со-хра-ни-лись ар-ха-ические ла-до-вые осо-бен-но-сти («Про та-тар-ский по-лон» в сборнике Н.А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва).

Для среднерусской тра-ди-ции ха-рак-тер-но хо-ро-вое ис-пол-не-ние в сме-шан-ном ак-кор-до-во-по-ли-фо-ни-че-ском скла-де. Ис-клю-чи-тель-но важ-на роль исторических песен в ка-зачь-ем фольк-ло-ре; ка-за-ки по-ют исторические песни ли-бо как по-ход-ные (ге-ро-ические, са-ти-рические, сла-виль-ные), ли-бо как «бе-сед-ные» (в до-маш-ней об-ста-нов-ке, с уча-сти-ем жен-ских го-ло-сов), по сти-лю близ-кие про-тяж-ным пес-ням («Ой да ты кор-ми-лец наш, слав-ный Ти-хий Дон», о бед-ст-ви-ях во вре-мя Отечественной вой-ны 1812 года). Ка-за-чьи по-ход-ные исторические песни име-ют мар-ше-вую рит-ми-ку, но со-хра-ня-ют ла-до-вое свое-об-ра-зие (пен-та-тони-ка в пес-не «Пи-шет, пи-шет Кар-ла Швед-ский») и не-квад-рат-ное строе-ние («Из-за ле-са, ле-са ко-пий и ме-чей»); в бе-сед-ных со-хра-ни-лись сво-бод-ная музыкальная рит-ми-ка, под-го-ло-соч-ная по-ли-фо-ния (не-ред-ко весь-ма раз-ви-тая), но вы-ра-бо-тал-ся и ряд но-вых приё-мов, например, оди-ноч-ное ис-пол-не-ние.

Для исторических песен с са-ти-рическими сю-же-та-ми в раз-ных тра-ди-ци-ях ха-рак-тер-ны «ост-рые» рит-мы: пля-со-вые («Щел-кан Ду-ден-ть-е-вич» в сборнике Кир-ши Да-ни-ло-ва), мар-ше-вые («Пи-шет, пи-шет Кар-ла Швед-ский» в сборнике А.М. Лис-то-па-до-ва). На сти-ли-сти-ку сол-дат-ских исторических песен (поя-ви-лись по-сле вве-де-ния ре-гу-ляр-ной ар-мии при Пет-ре I) ока-за-ли влия-ние ви-ват-ные кан-ты и мар-ши во-ен-но-ду-хо-вых ор-ке-ст-ров, од-на-ко ино-гда со-хра-ня-ют-ся ак-цент-ный стих (в нов-го-род-ском ва-ри-ан-те пес-ни «По-ле чис-тое ту-рец-кое» в за-пи-си Е.Э. Ли-нё-вой) и не-квад-рат-ные струк-ту-ры. Не-ред-ко сол-дат-ские исторические песни пе-лись на книж-ные тек-сты («Бо-ро-ди-но» на сти-хи М.Ю. Лер-мон-то-ва), не-ко-то-рые - пол-но-стью ав-тор-ские («Бы-ло де-ло под Пол-та-вой», со-чи-не-на яро-слав-ским кре-сть-я-ни-ном И.Е. Мол-ча-но-вым). Для го-род-ских исторических песен ти-пи-чен го-мо-фон-но-гар-мо-ни-че-ский склад.

Исторические песни про-дол-жа-ют жить в уст-ной тра-диции, главным образом сре-ди ка-за-ков, ис-пол-ня-ют-ся народными кол-лек-ти-ва-ми, фольк-лор-ны-ми ан-самб-ля-ми («Ка-за-чий круг», Мо-ск-ва, и многие другие), вхо-дят в ре-пер-ту-ар профессиональных хо-ров.

Пер-вые за-пи-си исторических песен с на-пе-ва-ми опубликованы в сборнике Кир-ши Да-ни-ло-ва (1818 год). Северные пес-ни опубликованы в сборнике М.А. Ба-ла-ки-ре-ва, пес-ни Центральной Рос-сии - в сборниках М.А. Ста-хо-ви-ча (1855 год), Н.А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва (см. Корсаковы) и других сборниках XIX века. Пер-вые за-пи-си мно-го-го-лос-ных исторических песен на слух опубликованы в сборнике Н.Е. Паль-чи-ко-ва (издан в 1888 году), впер-вые на фо-но-граф мно-го-го-лос-ные исторические песни ка-за-ков за-пи-сал А.М. Лис-то-па-дов («Пес-ни дон-ских ка-за-ков», т. 1, ч. 1-2, 1949 год).

Издания:

Ис-то-ри-че-ские пес-ни ХIII-ХVI веков / Издание под-готовили Б.Н. Пу-ти-лов, Б.М. Доб-ро-воль-ский. М.; Л., 1960;

Ис-то-ри-че-ские пес-ни ХVII века / Издание под-готовила О.Б. Алек-сее-ва. М.; Л., 1966;

Ис-то-ри-че-ские пес-ни ХVIII века / Издание под-готовили О.Б. Алек-сее-ва, Л.И. Емель-я-нов. Л., 1971;

Ис-то-ри-че-ские пес-ни ХIХ века / Издание под-готовили Л.В. До-ма-нов-ский, О.Б. Алек-сее-ва, Э.С. Лит-вин. Л., 1973.

Учёные считают, что в развитии русской исторической песни существует несколько периодов: исторические песни раннего периода, песни XVI века, песни начала XVII века, песни, появившиеся с 20-х годов XVII - до начала XVIII века, песни XVIII - начала XIX века и песни более позднего времени - после Отечественной войны 1812 года.

Темы и герои. XVI век

В исторических песнях XVI века не только отразилась идея единства Русской земли, но и нашло воплощение народное представление о личности царя. Большой цикл песен посвящен времени правления Ивана Грозного. Наиболее яркой песней этого цикла является «Взятие Казанского царства». Её герой не богатырь. а рядовой воин, пушкарь, который твёрдо верит в победу и не боится предстать перед царём и сказать правдивые слова.

    Ты великий, сударь-князь Московский!
    Не вели ты нас, канонеров 1 , казнити:
    Что на ветре свеча горит скорее,
    А в земле-то свеча идёт тишее.

Взятию Казани было посвящено множество исторических песен, и это свидетельствует о разнообразии народного восприятия народом этого события. Важно, что в этих песнях психологически достоверно воссоздаётся образ Ивана Грозного - сильного и неумолимого политического деятеля, беспощадного к любому изменнику.

И в то же время Грозный характеризуется как любящий отец, который не находит покоя после убийства собственного сына, оплакивает его. Именно передача особого эмоционального состояния, изображение переживаний героя, его внутреннего мира отличают историческую песню от былины.

    Иван Грозный молится по сыне

    Эх да собирается наш православный царь
    Да он к заутрене,
    Ко тому ли свету, свету-светику
    Ивану Великому 2 .
    Эх да как становится наш православный царь
    У правого клироса.
    Эх да уж как молится наш православный царь,
    Да он низко кланяется.
    Эх да как позадь-то его все бояре-князья
    Они остановилися,
    Как промеж-то себя ухмыльнулися,
    Князья ухмыльнулися.
    Эх да уж как гневно на них православный царь
    Да он оглядается:
    «И чему-то, чему вы, бояре-князья,
    Чему больно радостны?
    Эх да иль не знаете вы, иль не ведаете
    Горя-то великого?
    Знать, не ведома-то вам кручинушка
    Безысходна царская!
    Эх да как угасла-то свеча местная,
    Закатилась-то звезда,
    Поднебесна моя светла звёздонька -
    Не стало млад царевича».

Другим крупным циклом этого периода были исторические песни о Ермаке. В них отражено стремление казаков к вольной жизни, отношение царя к казакам, как к разбойникам; изображены походы Ермака в Сибирь. Известен исторический факт о том, что Грозный принял посланников от Ермака после его победы над войском Кучума. Этот эпизод нашёл своё отражение в песне. Прибывший к царю Ермак винится перед государем и говорит:

    А теперича, надежа православный царь,
    Приношу тебе буйну головушку,
    И с буйной головушкой царство Сибирское!

Ермак в исторических песнях - народный герой, с которым необходимо считаться всем, даже царю-батюшке - таков смысл этих песен. В исторических песнях XVI века более широко, по сравнению с ранними историческими песнями, используются элементы лиризма, проникновения в психологию героя.

Темы и герои. XVII век. Песня-плач

В XVII веке произошли важные для России события. Они были связаны с крестьянским восстанием под руководством Ивана Болотникова (1606-1607), с борьбой с Великим княжеством Литовским за Смоленск и присоединением Смоленска к Российскому государству, с появлением самозванца Гришки Отрепьева, с политикой русского царя Бориса Годунова.

Исторические песни этого периода всё более и более тяготеют не только к передаче событийной стороны явлений, но и к проникновению в характер героя, к психологизму.

В XVII веке популярной исторической песней становится песня-плач. Примером является «Плач Ксении» (Ксения - дочь Бориса Годунова), в котором лирическое причитание вплетается в историческую основу события:

    Сплачетца мала птичка,
    белая пелепёлка:
    «Охти мне, молоды, горевати!
    Хотят сирой дуб зажигати,
    моё гнёздышко разорити,
    мои малый дети побита,
    меня, пелепёлку, поимати».
    Сплачетца на Москве Царевна:
    «Охти мне, молоды, горевати,
    что едет к Москве изменник,
    ино Гриша Отрепьев Рострига,
    что хочет меня полонити,
    а полонив меня, хочет постритчи,
    черненский чин положити! 3
    Ино мне постритчися не хочет,
    черненского чину не здержати:
    отворити будет темна келья,
    на добрых молотцов посмотрити.
    Ино, ох милый наши переходы! 4
    а кому будет по вас ходити
    после царского нашего житья
    и после Бориса Годунова?
    Ах, милый наши теремы!
    а кому будет в вас да седети
    после царского нашего жития
    и после Бориса Годунова?»

С этой песни началась история жанра песни-плача; это произошло, скорее всего, в 1605 году в период с 13 апреля (день смерти Бориса Годунова) по 20 июня (день вступления в Москву Лжедмитрия I). Песня записана в 1619-1620 годах. Во время захвата Москвы Лжедмитрием I на глазах царевны были убиты её мать и брат Фёдор. Красавица Ксения была насильно сделана наложницей самозванца, а затем пострижена в монахини.

В песнях этого времени осуждается Гришка Отрепьев, восхваляются стрельцы -- защитники Отечества. Прославляется в исторических песнях подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, организовавших народное ополчение и разгромивших Лжедмитрия и польских захватчиков.

Песни о Степане Разине.
20-е годы XVII - начало XVIII века

Большое количество исторических песен создано в период после 20-х годов XVII - до начала XVIII века. Многие из них посвящены Степану Разину, которого в песнях славят как сильного атамана, человека вольного, независимого. Песни о Степане Разине, в отличие от исторических песен предшествующих периодов, становятся более короткими, стремительными, лиричными. Разин в исторических песнях наделяется исключительными качествами: способностью к волшебству, богатырской силой и чудесной неуязвимостью. Об этом он говорит посланным против него солдатам:

    Пуль-пороху, други, не теряйте!
    Ваши пушечки меня не возьмут,
    Мелки ружьицы не хлопнут.
    Никово я, Стенька Разин, не боюся,
    Никово я, братцы, не страшуся...

Разин обращается к солдатам не как к врагам, называет их «другами», «братцами». Здесь не столько фольклорная традиция обращения к солдатам, сколько понимание создателей песни, что солдаты выполняют не свою волю.

Мысль о единении Русской земли отражается в многочисленных песнях о Смоленске, причем интересно, что некоторые из них возникли и были записаны в северной земле, в бывшей Олонецкой губернии.

Широко отражена в исторических песнях деятельность Петра I. Его воинские доблести прославляются в песнях о взятии Азова. Показательно, что эти песий имеют многочисленные варианты - свидетельство их широкого распространения и бытования в народе.

Солдатские песни. XVIII-XIX века

В начале XVIII века наибольшее распространение получают солдатские песни. Это связано и с расправой Петра со стрельцами, и с войнами, которые велись в Петровскую эпоху. Судя но многочисленным деталям, в которых передаются подробности быта, снаряжения и обмундирования, специфические характеристики боевого порядка, авторами солдатских песен были сами солдаты. С XVIII века солдатская песня становится основной исторической песней на Руси. В ней найдут отражение победы русского оружия под Шлиссельбургом, Ревелем, Ригой, Полтавой в Петровскую эпоху и победы над Наполеоном в период Отечественной войны 1812 года. Персонажами этих песен станут Суворов и Потёмкин, Кутузов и Платов.

«Истории живые голоса»

Во вес времена историческую песню характеризовала особая публицистичность тона, которая позволяла поэтически точно и красочно выразить отношение создателей и исполнителей к отображённым в песнях событиям. Любимыми героями песенного исторического фольклора являлись народные заступники, независимые и смелые люди, борцы за справедливость и правду. В песнях достаточно точно и художественно своеобразно передавался дух эпохи, давалась оценка многим реальным событиям п фактам, характерным деталям исторических событий. Именно поэтому фольклорная историческая песня привлекла в дальнейшем многих литераторов и получила развитие в литературной исторической песне.

Исследователь исторической песни Л.И. Емельянов писал: «Мы часто говорим, что народная историческая песня - это ключ к пониманию истории. Это, конечно, так. Но не в том (вернее, не только в том) смысле, что она сохранила многие сведения, факты, подробности, не отражённые письменными источниками. По историческим песням, как и по былинам, историю изучать затруднительно. Зато в этих песнях отражено, воплощено нечто такое, чего не могут заменить никакие, пусть самые подробные исторические описания. В песнях живёт само время, их породившее, реальный, живой человек, современник Ивана Грозного и Петра I, Степана Разина и Суворова, человек эпохи Смутного времени и 1812 года, Азовских походов и крестьянских войн. События, факты, подробности, рассыпанные там и тут в песнях, быть может, мало скажут нашей памяти, нашему знанию, но человек, их современник и их автор, его мировосприятие, его кругозор, строй его мыслей и чувствований - всё это, воплощённое в песне с удивительной художественной силой, властно перенесёт нас в его время, в его жизнь и скажет нам о многом, о бесконечно многом. Такова тайна народной исторической песни».

Вопросы и задания

  1. В чём самое главное отличие исторической песни от летописи?
  2. Если историческая песня - не документальное воспроизведение фактов, то что она, в чём сё значение?
  3. Повторите определение термина «конфликт» в литературном произведении. На чём строится конфликт в исторических песнях?
  4. Определите отличие исторической песни от былины.
  5. В какое время начали записывать и научно обрабатывать исторические песни? Расскажите о первых учёных-фольклористах.
  6. Назовите основные периоды создания исторических песен. Чем характеризуется каждый период и в чём особенность песен, созданных в разные эпохи?
  7. Назовите известные вам жанры народной песни.

1 Канонёр (канонир) - пушкарь, соллат в артиллерии русской и некоторых других армий.

2 Иван Великий - кремлёвская колокольня, в просторечии называемая Иваном Великим (церковь Иоанна Лествичника под Колоколы).

3 ...Постритчи, черненский чин положити - постричь и монахини.

4 Переходы - галереи, крытые сени по бокам дома.

Справочная таблица содержит основные этапы развития человечества от первобытного общества до новейшей истории, с указанием хронологических рамок, длительности каждого из этапов и краткой характеристики. Данный материал будет полезен школьникам, студентам, при выполнении домашних заданий, экзаменов и ЕГЭ.

Этапы (период) истории

Хронологические рамки

Длительность периода

Краткая характеристика

около 2 млн. лет назад - 4-е тысячелетние до н.э.

около 2 млн. лет (20000 веков)

Становление человека, совершенствование орудий труда, переход к земледелию и скотоводству от охоты и собирательства.

4-е тысячелетие до н.э. -середина 1-го тысячелетия н.э.

около 4 тыс. лет (40 веков)

Раскол общества на управляющих и управляемых, распространиение рабства, культурный подъем, падение Римской империи

476г. - середина 17в.

около 1200 лет (12 веков)

Начало эпохи великих географических открытий. Утверждение сословного строя в Европе, большое значение приобретает религия, урбанизация, становление крупных феодальных государств.

середина 17в. - начало 20в.

около 300 лет (3 века)

Становление промышленной капиталистической цивилизации, появление колониальных империй, буржуазная революция, промышленный переворот, развитие мирового рынка и его падение, кризисы производства, соц. противоречия, передел мира, окончание первой мировой войны .

1918г. - начало 21в.

около 100 лет (менее века)

Державное сопернечиство, Вторая мировая война , изобретение ядерного оружия, распространение компьютеров, изменение характера трудовой деятельности, восстановление целостности мирового рынка, формирование общемировой системы инфокоммуникаций