Информационная поддержка образования в библиотеке. Библиотека как центр информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся

Информационная поддержка пользователя в современной библиотеке

В 1990-х годах в библиотеках нашей страны стали внедряться информационные технологии, что привело к изменениям многих видов библиотечной деятельности. Библиотечное дело в настоящий момент испытывает смену парадигмы всей своей деятельности – концептуальное изменение технологических и идеологических процессов. «Читатель» как термин заменяется словом «пользователь» и понимание концепции пользователя подразумевает систему взаимосвязанных представлений о роли и месте пользователя в информационной стратегии, приоритетности тех или иных пользовательских категорий, целях и задачах изучения пользователя библиотеки.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», подтверждает, что во главу угла ставятся вовсе не технологии, не информация, а ее создатель и конечный потребитель – человек . Речь идет о гуманитарном подходе к подготовке человека к условиям информационного мира, смешение смысловой нагрузки с технических средств, на проблемы адаптации личности к жизни в информационном обществе.

Прослеживается прямая зависимость изменения информационно-библиографического обслуживания в библиотеке от изменения принципов работы пользователей. Е. Д. Жабко в работе «Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика» отмечает основные тенденции в информационно-библиографическом обслуживании:

1. Потребности общества не только не уменьшаются, а наоборот, возрастают. Спрос имеет информация не столько библиографического, сколько полнотекстового и фактографического характера.

2. В библиотеках формируются электронные ресурсы, отражающие фонд конкретной библиотеки, в то же время онлайновый доступ к мировым библиографическим БД, сводным электронным каталогам позволяет выполнять запросы, связанные с фондами любых библиотек и информационных центров.

3. Пользовательская аудитория количественно увеличилась за счет удаленных пользователей, обращающихся к ресурсам библиотеки в режиме удаленного доступа.

4. Использование новых информационных технологий не привело к упрощению организационной структуры библиотек, а наоборот, усложнило процессы обслуживания, создав параллельно существующие, частично пересекающиеся традиционные и электронные среды.

Внедряя информационные технологии, библиотеки обеспечивают широкий и свободный доступ пользователей, как к внутренним, так и внешним цифровым ресурсам, фактически, становясь их провайдерами. В такой ситуации становится необходимостью создание системы информационной поддержки пользователя библиотеки. Информационная поддержка используется при подготовке и реализации пользовательских решений. Подобные системы должны быть 1) гибкими относительно быстро меняющегося окружения, 2) способными обеспечивать персонифицированную поддержку пользователей с различными уровнями компетенции и требований к получаемым знаниям, 3) масштабируемыми относительно типов информационных ресурсов и их содержимого и 4) способными взаимодействовать с другими электронными приложениями. Для создания подобных систем широкое распространение получила технология многоагентных систем.

Обеспечение системы информационной поддержки читателя – это специально организованный процесс. Можно выделить основные направления работы:

Блок работ, способствующий повышению эффективности поиска пользователей в электронных каталогах данной библиотеки или корпорации библиотек;

Блок работ для улучшения поиска пользователей в специализированных библиографических БД с контролируемой лексикой;

Блок работ, помогающий пользователям без посредников осуществлять поиск полнотекстовой информации;

Блок работ обучающих поиску в онлайновых БД через Интернет;

Рассмотрим основные составляющие данной системы:

1. Традиционная комфортная обстановка в залах библиотеки, продуманность расположения отделов, сервисных точек, указателей, табличек с наименованиями и визуальная наглядная помощь с информацией об услугах, информационных и документальных ресурсах и направлениях деятельности библиотеки. Наглядная помощь при работе с базами данных, электронными каталогами включает помощь, как в интерфейсе самих баз данных, так и в печатном виде в непосредственной близости от АРМа читателя.

2. Обучение пользователей работе с каталогами, базами данных. Обучение может быть как традиционным, так и электронным. Несмотря на высокую потребность студентов в развитии информационной культуры и готовности к ее саморазвитию, анализ практики высшего образования показывает, что, целенаправленно такой процесс не организуется. К сожалению, предмет «информационная культура» не включен в федеральный компонент государственных образовательных стандартов. Результаты исследований показывают, что уровень развития информационной культуры более чем у половины выпускников вузов не дотягивает до нормы. Несмотря на то, что существует высокая потребность в саморазвитии информационной культуры, готовность к такому саморазвитию у большинства студентов развита недостаточно: отсутствуют четкое целеполагание, системность, необходимые умения и навыки саморазвития информационной культуры.

Интернет-обучение дает возможность решения информационных задач путем создания и включения в библиотечное обслуживание виртуальных сетевых сообществ, в которых пользователи библиотеки могут общаться вне стен библиотеки под контролем библиотекаря. Для повышения продуктивности этого сервиса необходимо организовать общение между участниками, создать условия для развития информационно-поисковых навыков, вовлечь в процесс как можно больше читателей.

3. Виртуальная справочная служба получает все более широкое распространение в современных библиотеках. Предвестником виртуальной справки можно считать список рекомендуемых библиотекарем сайтов. На Интернет-странице библиотеки обычно размещается перечень ссылок на определенные, просмотренные библиографом, часто снабженные аннотацией, сайты. Виртуальная справочная служба возможна в двух вариантах, так называемое off-line и on-line обслуживание.

Первый вид обслуживания заключается в возможности отправки пользователем информационного запроса через электронную почту или напрямую через сайт. Такой сервис в Чувашской Республике действует в Национальной библиотеке и библиотеке Чебоксарского кооперативного института. Второй вид обслуживания, on-line, реализуется через чат-технологию или форум. В реальном времени пользователь и библиограф общаются через Интернет, где возможно уточнить запрос, проконсультировать по стратегии поиска информации, это напоминает классическое обслуживание в библиотеке. Такое интерактивное консультирование возможно только при постоянном модерировании библиографа на чате. К сожалению таких чат-модулей, встроенных в автоматизированные библиотечные системы в нашей стране нет. Эти два вида удаленного информационного обслуживания могут применяться в комплексе.

4. Разнообразие способов интерактивного взаимодействия становится возможным в силу многообразия форм предоставления информации в электронных документах, её мультимедийных свойств. Важно, чтобы пользователь был способен сам, без помощи библиотечных работников осуществлять все необходимые операции по взаимодействию с электронным ресурсом. Это достигается за счет объектно-ориентированных компонент программных средств, которые из-за своего визуального характера доступны для понимания пользователей.

Программное обеспечение и интуитивно понятный интерфейс являются необходимыми техническими условиями базы системы.

5. Возможность для пользователя работать в своем профайле позволяет полностью индивидуализировать поиск и последующую работу с документами. Вся система обслуживания основывается на максимальном учете индивидуальных потребностей и запросов пользователей. Большинство видов услуг будут производится через сайт библиотеки. Пользователь заходит на сайт библиотеке, вводит свой номер читательского билета (логин) и пароль, который получает при записи в библиотеку. Войдя в свой профиль на сайте, иногда его называют «личный кабинет», пользователь данной библиотеке может формировать настройки своего профиля, хранить электронные документы, архив общения с библиотекарем, рассылки с новыми поступлениями и т.д. Пользователь производит поиск в электронных каталогах, базах данных, обращается за помощью к библиотекарю, к коммерческим ресурсам из своего профайла. Если данная библиотека не может удовлетворить запрос пользователя, она может перенаправить его в другую библиотеку, соответствующего профиля, состоящую в едином консорциуме.

Вузовская библиотека обычно придерживается определенной схемы в предоставлении доступа со своего сайта к онлайновым базам данных, электронным каталога и др. Не всем пользователям библиотеки даны равные права, в зависимости от информационной политики библиотеки, какой-то категории читателей предоставляются полнотекстовые материалы коммерческих сайтов, другой – только по зафиксированным в профиле читателя настройкам. Различают доступ таких категорий пользователей, как: преподаватели, сотрудники, аспиранты, студенты, пользователи, не имеющие отношение к данному учреждению.

Мы рассмотрели основные составляющие системы информационной поддержки читателя. Данная система должна включать в себя строгую схему обслуживания, необходимость следования этой схеме должна быть научно обоснована и многократно проверена на практике. Разумеется, творческий подход при обслуживании возможен, но при условии высокой квалификации библиотекаря. Наличие строгой схемы облегчит работу библиотекаря, устранит лишнее изобретение уже изобретенного. Система обеспечения информационной поддержки читателя, конечно, не догма, а результативный инструмент в руках специалиста.

Преимущества создания системы несомненны: 1) доступность обслуживания независимо от места и времени; 2) формирование и поддержка библиотечной среды, ориентированной на самообслуживание; 3) удовлетворенность библиотекарей своей профессиональной деятельностью.

Не оставляет сомнения необходимость постоянного мониторинга информационного поведения пользователя, коррекция и создание новых библиотечных сервисов.

Итак, сервисный подход к библиотечно-информационному обслуживанию (разработан В. А. Минкиной и В. В. Брежневой) заставляет обратить особое внимание к потребительским требованиям: требованиям пользователей к информации, оборудованию и технологиям, производителям, условиям (комфортности) предоставления услуг. Создание системы информационной поддержки читателя, позволяющей решать поисковые проблемы пользователя, как в традиционном, так и автоматизированном режиме несет как научные, так и прикладные цели.

В научном плане, её разработка, апробация и внедрение позволят лучше понять сущность информационно-библиографического обслуживания, определить объем знания необходимого библиотекарю для удовлетворения информационных потребностей пользователей, выработать подходы к изучению информационного поведения пользователя при поиске информации.

В практическом плане создание системы информационной поддержки пользователя дает обеспечение доступности информации для множества пользователей одновременно; получение, трансформацию и сохранение знаний многих специалистов как единого целого; высвобождение специалистов высокой квалификации для решения сложных профессиональных задач; создание средств обучения поиску информации пользователей и молодых библиотекарей.

Литература

1. Программа ЮНЕСКО Информация для всех [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.unesco.org ; www.ifap.ru.

2. Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика / Е. Д. Жабко. - СПб.: РНБ, 2006. - 388 с.

3. Брежнева В. В. Информационное обслуживание: концепции сервисного развития / В. В. Брежнева; С.-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.: СПбГУКИ, 2006. – 332 с.

4. Брежнева В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В. В. Брежнева, В. А. Минкина; С.-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Профессия, 2004. – 304 с. – (Серия «Библиотека»).

Мазуркина, И. Ю. Информационная поддержка пользователя в современной библиотеке / И. Ю. Мазуркина // Имидж библиотеки в условиях интеграции в мировое информационное пространство: материалы Междунар. форума библиотечных идей, Казань, 20-21 ноября 2008 г. / М-во культуры Респ. Татарстан; сост. : О. А. Калегина [и др.]. – Казань, 2008. – С.158-161.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Министерство культуры Республики Бурятия

Государственная юношеская библиотека Республики Бурятия им. Д. Батожабая

Программа

«Юношеская библиотека – Центр информационной поддержки образования»

Пилотное исследование

В ходе семинаров библиотекарей систем начального и среднего профессионального образования республики было проведено пилотное исследование в рамках программы «Юношеская библиотека – центр информационной поддержки профессионального образования», поддержанной Министерством образования и науки Республики Бурятия. Анкетный опрос был призван наметить пути взаимодействия ресурсного центра и библиотек, обозначить контуры сотрудничества в сфере информационного обмена .

Необходимо отметить, что вопросы анкеты для библиотекарей системы начального профессионального образования несколько отличалась от вопросов, заданных библиотекарям ССУЗов. Это объясняется разной степенью автоматизации учебных заведений этих систем и соответственно библиотек. Если в библиотеках ССУЗов уже можно говорить о некоторых результатах процесса автоматизации (см. Приложение), то библиотеки ПУ еще в самом начале этого пути.

Хотя все библиотекари ПУ, принявшие участие в анкетировании положительно относятся к процессу автоматизации, они прекрасно осознают, что речь о компьютеризации библиотеки может идти после компьютеризации самого учебного заведения - на это указывают 75 % респондентов. Лишь в одном случае прозвучал ответ, что руководство готово к компьютеризации библиотеки. Двое респондентов признались, что с таким вопросом к администрации не обращались.

Все библиотекари, принявшие участие в опросе считают, что сегодня ощущается необходимость информационного обмена между библиотеками. При этом для 73,3 % библиотекарей ССУЗов и 68,7 % библиотекарей ПУ это проблема стоит остро, а 26,7 % и 31,2% библиотекарей (соответственно ССУЗов и ПУ) думают, что она возникнет в ближайшее время.

Разница в обеспеченности компьютерами сказалась в выборе форм информационного обмена.

Так, библиотекари ССУЗов отдали предпочтение формам, основанным на использовании современных технологий. Обмен электронными ресурсами (64 %) и обмен информацией через информационно-образовательный сайт (50 %) опередили информационные бюллетени новых поступлений (35,7 %) и обмен тематическими списками литературы (21,5 %). Также одним из респондентов было сделано предложение об обмене информацией о методических материалах.

В группе респондентов – библиотекарей ПУ первые позиции отданы традиционным формам информационного обмена: 50 % предпочли информационные списки литературы и 37,5 % - обмен тематическими списками литературы. Тем не менее треть (31,2 %) высказались в пользу обмена информацией через информационно-образовательный сайт. Разумеется, обмен электронными ресурсами занял последнее место – 12,5 %.

Существуют определенные различия между ответами библиотекарей ССУЗов и ПУ на вопрос о взаимодействии с Юношеской библиотекой как ресурсным центром (см. таблица 1). Среди направлений деятельности, по которым библиотекари предполагают осуществлять сотрудничество, наибольшей популярностью пользуется «организация системы повышения квалификации», при чем библиотекари ПУ в подавляющем большинстве (81,2 %) указали на необходимость взаимодействия в данном направлении. Кроме этого библиотекари ПУ более заинтересованы в «выявлении информационных потребностей учащихся (студентов), преподавателей», «сборе, обработке и предоставлении информации об образовательных возможностях» и «предоставлении баз данных , мультимедийных изданий». Библиотекари же ССУЗов высказались в пользу «сбора, обработки, предоставления педагогической информации», «издания информационных бюллетеней, справочных и методических материалов» и «информационно-образовательного сайта».

Таблица 1

Направления деятельности

Библиотекари ССУЗов

Библиотекари ПУ

Выявление информационных потребностей учащихся (студентов), преподавателей

Сбор, обработка, предоставление педагогической информации

Сбор, обработка, предоставление информации об образовательных возможностях (курсы, второе образование, повышение квалификации и т. д.)

Предоставление баз данных, мультимедийных изданий

Издание информационных бюллетеней, справочных, методических материалов

Организация системы повышения квалификации

Информационно-образовательный сайт

При определении круга проблем, которые могут возникнуть при налаживании системы информационного обмена, в анкету для библиотекарей ПУ был внесен дополнительный пункт – «отсутствие компьютерной техники », который и был отмечен всеми респондентами (см. таблицу 2). Анализируя ответы на этот вопрос, следует помнить о том, что большинство библиотекарей ССУЗов уже реально столкнулись с проблемами автоматизации, тогда как библиотекари ПУ могут только предполагать. Данный тезис иллюстрирует пункт «отсутствие профессионального программного обеспечения » - практически половина библиотекарей ССУЗов (42,8 %) обращает внимание на эту проблему и только 6,2 % библиотекарей ПУ останавливаются на ней. Естественно отмечены технические проблемы, которые заняли первое место. Вызывает беспокойство тот факт, что половина респондентов из числа библиотекарей ПУ (50 %) и четверть из числа библиотекарей ССУЗов (26, 7 %) назвали проблему «отсутствия понимания со стороны руководства».

Таблица 2

Проблемы

Библиотекари ССУЗов

Библиотекари ПУ

Отсутствие компьютерной техники

Технические проблемы

Отсутствие профессионального программного обеспечения

Постоянное подключение к Интернету

Обучение библиотекарей

Отсутствие понимания со стороны руководства

Также респондентам было предложено наметить перспективы развития корпоративной сети библиотек профессионального образования (см. таблицу 3). Наибольшее количество голосов было высказано в пользу ведения сводного электронного каталога, обмена адресно-справочными данными и обучения и переподготовки кадров. Со скепсисом отнеслись респонденты к помощи в ретроконверсии каталогов, относя это направление развития к далекой перспективе. С большим оптимизмом смотрят библиотекари ССУЗов на корпоративную каталогизацию литературы и обмен адресно-справочными данными.

Таблица 3

Направления развития

Библиотекари ССУЗов

Библиотекари ПУ

Корпоративная каталогизация литературы

Ведение сводного электронного каталога

Электронный заказ и доставка документов

Обмен адресно-справочными данными

Помощь в ретроконверсии каталогов

Обучение и переподготовка кадров

И напоследок библиотекари высказали свои пожелания, предложения и сомнения по поводу организации системы информационного обмена. Были высказаны сомнения следующего порядка: «процесс компьютеризации затянется на несколько лет, возникнут проблемы в обучении» (библиотекарь ПУ), «экономическая сторона» (библиотекарь ССУЗа), «сомнение – жесткие временные рамки при огромном объеме работы» (библиотекарь ССУЗа), «все это здорово, но технические проблемы» (библиотекарь ССУЗа). Озвучены такие предложения, как «разработать систему приобретения дискет по определенной тематике» (библиотекарь ССУЗа), «дать библиотекарям возможность пройти компьютерные курсы» и «открыть компьютерные курсы применительно к библиотеке» (библиотекари ПУ). Вселяют надежду на успешное сотрудничество в сфере информационного обмена оптимистические отклики: «все замечательно!», «все получится!».

вед. методист ГЮБ РБ им. Д. Батожабая

Приложение

Данные по автоматизации библиотек системы среднего специального образования

Учебные заведения

Техническое обеспечение

профессиональное программное обеспечение

Сеть

Выход в Интернет имеет

Электронные ресурсы

компьютеры

принтеры

прочие устройства

копировальные аппараты

внутрибиблиотечная

учебного заведения

сама библиотека

учебное заведение

CD - ROM

электронный каталог

базы данных

БАК им Ербанова

Библиотека 4

Работа начата

Работа начата

УУ индустри-альный техникум

Галактионова Светлана Алексеевна,

зав. отделом абонемента

Информационное обслуживание педагогов в цикле мероприятий «Областная научная библиотека и информационные сервисы для науки и образования»

Работа с педагогами ведется в отделе абонемента на протяжении многих лет. Основные мероприятия для данной группы пользователей проводились совместно с ГОРОНО, институтом усовершенствования учителей, Колледжем искусств, учителями городских школ.

C 2008 г. на абонементе проводились мероприятия в поддержку проекта «Образование».

Национальный проект «Образование» — один из четырёх приоритетных национальных проектов, осуществляемых в России с середины 2000-х годов. Он позволил начать новый этап модернизации школьной системы области, в основе которого лежит целостный подход к стимулированию роста качества образования, создание необходимых условий для того, чтобы все дети могли стать полноправными членами общества.

В феврале 2008 г. совместно с ГОРОНО, ПОИПКРО была подготовлена и проведена акция «Информационная поддержка национального проекта «Образование». Повышение уровня воспитательной работы».

2010 год был объявлен «Годом учителя», направленный на развитие творческого и профессионального потенциала учителей, повышение социального престижа профессии учителя.

В рамках «Года учителя» абонементом были проведены обзоры в ПОИПКРО, Колледже искусств, школах города; внутри отдела велось индивидуальной информирование специалистов - 10 человек, был подготовлен цикл выставок «Образование и общество»

Традиционным мероприятием для отдела был «День информации» для учителей русского языка и литературы на августовском совещании, проводимый совместно с ГОРОНО. Сотрудниками абонемента готовились обзоры новых документов по педагогике и методике преподавания русского языка и литературы; выставки педагогической литературы («Наша новая школа», «Вокруг развития и воспитания» и др.)

В 2012 году в отделе стартовал проект «Областная научная библиотека и информационные сервисы для науки и образования».

Основная и очень ответственная задача учителя — раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Помочь современному учителю справиться с этой задачей может библиотека. Проект предусматривал осуществление комплекса мероприятий, направленных на удовлетворение информационных потребностей педагогов и воспитателей в помощь их профессиональной деятельности; способствовать повышению уровня педагогического процесса.

Партнерами по реализации программы стали следующие организации:

Управление Образования Псковской области и города Пскова.

ПОИПКРО.

ПГУ, кафедра педагогики и психологии начального и дошкольного образования.

Псковский областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Призма».

Учебные заведения г. Пскова

ДОУ г. Пскова

Основные задачи :

Информирование педагогических работников.

Организация наиболее полного и оперативного библиотечно-информационного обслуживания педагогов школ и детских дошкольных учреждений в помощь их профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Создание условий информационного обеспечения педагогов

Привлечение новых читателей - педагогов, путем проведения комплекса мероприятий программы.

Для сравнения была проанализирована работа отдела с педагогами в 2011 и 2012 годах.

Индивидуальное информирование педагогов велось сотрудниками абонемента и до реализации проекта.

В 2011 г. 10 читателей (учителя, воспитатели) получали индивидуальную информацию по 10 темам. За год выдано около 200 книг.

В 2012 г. 15 читателей (учителя, воспитатели) получали индивидуальную информацию по 20 темам (методические разработки с учетом ФГОС и ФГТ второго поколения, развитие творческих способностей детей, игровая терапия, воспитательная работа в классе, работа с трудными детьми, психолого - педагогическое сопровождение учащихся школ и др.). За год выдано 232 книги.

В течение года, для данной категории пользователей на сайте библиотеки была размещена виртуальная выставка литературы «Российское образование. Формирование ценностных приоритетов». Составлялись и были разосланы в школы города по электронной почте библиографические списки новых книг по педагогике, поступивших в фонды ПОУНБ в 2012 г. До проекта данной работы в отделе не велось.

В 2012 году активизировалась работа с кафедрой русского языка и литературы ПОИПКРО. За год были проведены: День информации «Преподавание русского языка и литературы в контексте федеральных государственных стандартов второго поколения», обзор «Новинки литературы из фондов ПОУНБ по литературоведению», выездная выставка литературы «Новые педагогические издания из фондов ПОУНБ» на фестивале воспитательных инноваций «Прорыв».

В 2012 г. Псковский областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Призма» стал партнером отдела и в данной программе, поскольку «коррекционная педагогика» является составной частью педагогического образования и деятельность коррекционных педагогов - логопедов, дефектологов, психологов и также важна в воспитании детей. Для педагогов центра были проведены Дни информации: «Коррекционно - развивающее обучение. Готовность детей к школе», «Современная диагностика детей с задержкой психического развития».

В 2011 г. были проведены 2 обзора для учителей русского языка и литературы в школах № 19 и № 26, прошли 6 выездных выставок педагогической и художественной литературы.

В 2012 г. для реализации программы были налажены связи:

  • Со школами: № 22 № 24, №26, № 12, № 1.

Сотрудничество велось через заведующих школьными библиотеками. В течение года абонементом постоянно проводились выездные выставки педагогической и художественной литературы.

1. В школе № 24 проведены обзоры для методического объединения учителей начальных классов («Современный урок, как обеспечение качественного образования», «Новые книги по педагогике с учетом ФГОС второго поколения», «Книги в помощь современному учителю»).

2. Для методических объединений учителей начальных классов школ № 22 и № 19были проведены Дни информации «Школа - сильные и слабые стороны».

В 2012 г. для реализации программы были налажены связи с ДОУ (детскими дошкольными учреждениями) №32 («Чебурашка»), № 26 («Ласточка»), № 37 («Кораблик»), № 25 («Золотой ключик»). До проекта данная работа не проводилась.

За год абонементом проведено 8 обзоров литературы различной тематики («Речевое развитие дошкольника», «Образование в ДОУ на современном этапе», «Как привить ребенку дисциплину», «Новинки литературы из фондов ПОУНБ с учетом федеральных государственных требований (ФГТ)» и др.). В детских дошкольных учреждениях № 25 и № 37 в течение года проводились выездные выставки педагогической и художественной литературы.

Во всех учреждениях, во время проведения мероприятий проводилась регистрация по анкетам и выдача читательских билетов (пластиковых карт) областной научной библиотеки.

Статистикатакова:

За 2011 г. для педагогов было проведено 2 ДИ, 2 обзора, 6 выездных выставок. Общее число посещений составило 14% от общего числа посещений абонемента, а книговыдача - 8 % от общей книговыдачи отдела за 2011 год.

В 2012 году состав группы увеличился за счет расширения партнерских связей в рамках программы «Информационные сервисы для науки и образования».

За 2012 г. было проведено 3 Дня Информации, 14 обзоров, 36 выездных выставок.

Общее число посещений составило 24% от общего числа посещений отдела (на 10%), а книговыдача - 28 % от всей книговыдачи абонемента за год. Увеличение произошло на 20 %.

По нашему мнению, проект был реализован в полной мере:

  • Условия информационного обеспечения деятельности педагогов были созданы.
  • Новые читатели - педагоги были привлечены путем проведения комплекса мероприятий программы.

В последующие годы абонемент продолжает информационное обслуживание педагогов в цикле мероприятий «Областная научная библиотека и информационные сервисы для науки и образования».

С 2013 по 2016 гг. абонементом областной научной библиотеки проведено 3 Дня Информации, 40 обзоров, 80 выездных выставок литературы.

  • Деловыми партнерами отдела по реализации цикла мероприятий по-прежнему являются ПОИПКРО, ПГУ, ССУЗы, школы города, детские дошкольные учреждения, Псковский областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Призма».
  • 17 читателей (учителя, воспитатели) состоят на индивидуальном информировании по 25 темам.
  • В течение календарного года, для данной категории пользователей оформлялись выставки: «Качество образования: от декларации к реальности», «В стране интересных уроков», «Начальное образование в России: общество и школа», «Здоровьесберегающие технологии в школе», «Игра - ключ к душе ребенка» и т.д.
  • В ПОИПКРО (кафедра русского языка и литературы) проводились обзоры - презентации «Лауреаты литературных премий», «К портрету М.Ю. Лермонтова», «Новые книги по литературоведению из фондов ПОУНБ», «Подготовка к итоговому сочинению: методические рекомендации» для педагогов школ города и Псковской области.
  • В «Призме» проведены Дни Информации и обзоры: «Методические разработки в помощь педагогу - психологу», «Профилактическая работа среди детей и подростков группы риска», «Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков» для заместителей директоров школ, социальных педагогов Псковской области.
  • Помимо обзоров, для педагогов школ готовятся выездные тематические выставки: «Дети в годы ВОВ», «За колючей проволокой - концлагеря в годы ВОВ», «Вокруг Грибоедова», «Вокруг А.П. Чехова», «История книги», «Жизнь и судьба Григория Распутина», «Итоговое сочинение по литературе: методические рекомендации» и др.
  • В ДОУ проводились выездные выставки и обзоры литературы различной тематики: «Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ», «Сказкотерапия - способ решения детских проблем», «Новинки литературы из фондов ПОУНБ с учетом федеральных государственных требований (ФГТ)», «Экспериментальная работа с детьми в ДОУ», «Развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста», «Как подарить детям праздник», «Развитие творческих способностей детей: комплексные занятия в ДОУ».

Среди разных групп читателей на абонементе педагоги занимают третье место, статистика за 5 лет (с 2012 - 2016 гг.):

  • Учащиеся ВУЗов, ССУЗов, школ и лицеев - 5282 (40%)
  • Пенсионеры - 1795 (14%)
  • Педагогические работники - 1190 (10%)

С 2012 по 2015 гг. педагогические работники посетили отдел абонемента 11 502 раза. В среднем за год посещения педагогов составили 10% от всех посещений отдела.

Книговыдача по группе педагогов с 2012 по 2015 гг. составила - 8709книг. В среднем за год - это 4% от общей книговыдачи в отделе.

Тематика выданных изданий:

  1. Художественная литература - 76%
  2. Педагогическая литература - 7%

Напомню, что фонд педагогической литературы составляет - 2191экз. документов (5 % от отраслевого фонда отдела)

  1. История - 4%
  2. Психология - 3%

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  1. Цикл мероприятий для педагогов показал свою востребованность и будет продолжен в следующем году.
  2. Мероприятия для педагогов в библиотеке проводить сложно из - за занятости, загруженности педагогов. Удобнее делать выездные мероприятия.
  3. Недостаточное комплектование фонда новой педагогической литературой. За последние 2 - 3 года оно резко снизилось. Необходимо обратить на это внимание и по возможности увеличить количество приобретаемой педагогической литературы.

Основой для успешного получения образования, залогом информационной и функциональной грамотности человека является чтение. Осознание единства целей разных образовательных и культурных учреждений в области продвижения чтения и формирования информационной культуры личности ведёт к консолидации людей разных профессий, принадлежащих к сфере книжной культуры.

В МУК «ЦСДБ им. А.С. Пушкина» достигнуто взаимопонимание и координация работы с педагогами разных учреждений города, т.е. благодаря полноценному использованию социокультурных возможностей городского образовательного пространства. Это позволяет библиотеке «держать руку на пульсе» и быть катализатором изменяющихся приоритетов в образовании.
Вся работа систематизирована и ведется по следующим направлениям: Библиотека и дошкольные образовательные учреждения:

    Систематическая работа с группами детских садов в рамках библиотечных циклов.

    Внестационарное обслуживание детей на базе детских садов.

    Выступления с консультациями и обзорами книг на родительских собраниях.

    Информационно-методическая помощь воспитателям:

Услуга «передвижная методическая полка»;

Информационно-справочное он-лайн-обслуживание в блоге «Библио- S -путник»

Библиотека и школа

На базе школы:

    Выходы с беседами, обзорами в классы.

    Участие в общешкольных мероприятиях.

    Выступления с обзорами и консультациями на родительских собраниях.

На базе библиотеки:

    Систематическая работа с классами (группами продлённого дня) по ключевым направлениям образовательного и воспитательного процесса.

    Выставки в помощь образовательному процессу.

    Дни библиографии.

    Предметные недели.

    Проведение совместных мероприятий по разным направлениям образовательного процесса.

    Организация общегородских мероприятий в поддержку образовательного процесса (Привлечение организованных групп школьников из нескольких школ к участию в мероприятиях библиотеки)

    Семинары, совещания, конференции педагогов и библиотекарей школ города на базе МУК ЦСДБ.

    Исследовательская деятельность (анкетирование педагогов и подростков)

Библиотека и другие учреждения:

    Внестационарное обслуживание детей на базе детских оздоровительных лагерей «Берёзка», «Лесная поляна», «Гайдар».

    Творческая помощь в написании сценариев для мероприятий, проводимых совместно с ДМШ, ЦВР.

    Участие воспитанников учреждений дополнительного образования в мероприятиях библиотеки.

    Организация выставок работ воспитанников ДШИ, СЮТ, ДХШ на базе библиотеки.

    Оказание консультационной помощи руководителям детского чтения, подбор специализированной литературы педагогам и учащимся учреждений дополнительного образования

    информационно-справочное он-лайн-обслуживание в блоге «Библио- S -путник»

В библиотеке им. А.С. Пушкина каждому ребёнку предоставлен свободный доступ ко всем имеющимся носителям информации, созданы все условия для формирования информационной культуры читателей.

Для учащихся с 1 по 11 классы разработано 14 литературно-познавательных цикла, которые охватывают не только школьников, но и ребят дошкольного возраста.

Работа по циклам проводилась с организованными классами, систематичность посещения — 1 раз в месяц. В тематике встреч использовались разнообразные формы работы с детьми, синтез иллюстративно-наглядного, музыкального и литературно-познавательного материала. Акцент был сделан на раскрытие ресурсов библиотеки в помощь образовательному процессу, развитие творческих способностей и навыков вдумчивого аналитического чтения.

О некоторых мероприятиях 2011 г.

Раскрытию фондов способствовали интерактивные поисковые выставки «А как грамотно?», «Слова на карте мира», «Почему мы так говорим?».

Большое внимание было уделено информационной грамотности: в отделах прошли информационно-библиографические уроки и библио-минутки «Русской речи государь по прозванию Словарь», «К сокровищам родного языка», «Познакомьтесь: указатель!». Литературно-познавательные беседы «Родники народных традиций». Познавательная игра «Веселые буквы.

Читательское и творческое развитие шло в ходе знакомства с электронными ресурсами по теме: эл.обучающий диск «Уроки Мальвины», электронная презентация-знакомство «За далью – Даль» (о В.Дале).

Всего проведено 9 массовых мероприятий, 18 индивидуальных и групповых консультаций, оформлено 7 выставок. Обслужено 322 человека .

Неделя «Культурное наследие» прошла с 23 по 28 мая 2011 г.

Основные мероприятия недели:

Беседа у книжных выставок «Хорошая книга в наследство», «У слов тоже есть семья», «Великая культура России», «Поклон равноапостольным Кириллу и Мефодию» и др.

Электронная викторина «Юный искусствовед»;

Информационно-библиографическая игра «Если знаешь – отвечай»;

Лингвистические часы «Откуда есть пошла славянская письменность», «Драгоценное наследие – КНИГА».

Обслужено 344 человека, выдано 352 кн.

Ярким событием стало комплексное мероприятие «Библиосумерки-2011», приуроченное к дню библиотек. Во всех отделах центральной детской библиотеки были подготовлены интерактивные развивающие выставки, выставки-опыты, литературно-поисковые задания. Участникам раздавались «книжки-зачётки» , которые заполнялись по мере участия в работе различных площадок. Самые активные участники получали призы. В общей сложности «Библиосумерки-2011» посетили 350 человек (взрослых и детей).

Библиотека как центр информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся

Кунязова Айсулу Социаловна

методист Инновационного центра

развития образования и воспитания

Павлодарской области

Вместе с меняющимся обществом и новыми задачами образования трансформируется деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения. На этапе развития информационного общества школьная библиотека становится центром учебного процесса, а также площадкой для педагогических инноваций. Мощный, технологически оснащенный библиотечно-информационный центр при обучении школьников комплексу знаний и умений в работе с информацией начинает играть центральную роль.

В условиях непрерывного расширения информационного пространства на школьных библиотекарей возлагается функция обучения школьников и учителей навыкам работы с информацией, что выдвигает необходимость постоянного повышения квалификации и профессионального роста.

В условиях перехода к обществу знаний по-новому осмыслена миссия библиотек общеобразовательных учреждений. Миссия школьной библиотеки XXI века заключается в формировании информационной культуры личности.

Значительные изменения претерпела технология работы школьной библиотеки, представляющая собой совокупность определенных процессов и операций, обеспечивающих нормальное ее функционирование. Сегодня достижение качественно нового уровня библиотечно-информационного обеспечения в школах связывается с внедрением новых информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность каждой библиотеки (электронные каталоги, автоматизированные библиотечно-информационные системы и т. п.). В этих условиях нарастает процесс интеграции традиционных и инновационных методов (способов) библиотечно-информационного обслуживания.

Поскольку школьные библиотеки призваны осуществлять информационно-библиотечную поддержку процесса обучения и воспитания, ориентируясь на инновации в данной сфере, это заставляет их стремиться к изменению состава библиотечных фондов, во многом определяет современные подходы к комплектованию, вынуждает искать новые методы работы.

Библиотека образовательного учреждения является частью информационно-образовательного пространства, формирующегося и активно развивающегося в XXI в., и представляет собой культурно-просветительный и научно-вспомогательный социальный институт, обеспечивающий аккумуляцию и общедоступность документально-информационных ресурсов.

Документные фонды школьных библиотек, включающие учебную, художественную, справочную, научно-популярную литературу, периодические издания, дополняются учебными видеофильмами, мультимедийными учебниками и учебными пособиями, справочниками и энциклопедиями, обучающими программами и т. п. В школах активно используются образовательные Интернет-ресурсы. культура

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последующие годы в школьном образовании, - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности. «Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных технологий».

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

Дать школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования информационной культуры практически во все учебные курсы и внеурочную проектно-исследовательскую работу. Одновременно необходимо подкреплять получаемые знания самостоятельной работой с различными источниками информации. Удобнее всего это делать в библиотеках.

Организация такой систематической практики школьников должна быть результатом объединённых усилий школы и библиотеки.

Основные направления работы по формированию информационной культуры школьников следующие:

I. Комплектование библиотечного фонда.

    Информационная и методическая работа.

    Массовая работа со школьниками.

    Индивидуальная работа с читателями.

    Систематическое повышение собственного профессионального уровня.

Работа с информацией разного рода формирует у школьников целостное мировоззрение. Именно библиотека как центр документации помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи. Это также и площадка для реализации уже полученных навыков, для проявления творчества (и не только литературного), и, самое главное, для проявления самостоятельности.

Работа по формированию информационной культуры школьников будет эффективной только в том случае, если именно школьной библиотеке удастся стать координационным центром, наладить информационную, документную и методическую поддержку этой деятельности.

Библиотека, являясь структурным подразделением школы, ставит перед собой задачи по подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного общества:

1) научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях и т.д.);

2) приобщать учащихся к научной, художественной, справочной литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней;

3) развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся.

Работа по формированию информационной культуры учащихся ведется в библиотеке по плану. Создается система занятий, в ходе которых учащиеся приобретают информационные навыки постепенно, для каждого класса - своя тематика, учитывающая содержание учебных программ по отдельным предметам. При отборе форм и методов учитываются возрастные особенности учащихся.

Основными направлениями в работе библиотеки должны стать:

Информационно-библиографическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

Развитие творческого потенциала личности школьника средствами приобщения к чтению, показывая на внеклассных мероприятиях привлекательность имиджа читающего человека;

Активизация интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями, коррекция их поведения и социальной адаптации через общение с книгой;

Приобщение учащихся к использованию компьютера для получения новых знаний;

Обучение приёмам самостоятельной работы с книгой, поиска информации на электронных носителях, навыков пользователя всесторонними знаниями.

Школьный возраст - это именно тот возраст, когда закладываются основы личности, вырабатывается система ценностей, формируются приоритеты, осознание себя белорусом, ощущение принадлежности к национальной культуре - процесс, в котором книга играет важную роль. В связи с этим на базе библиотеки должны проводиться мероприятия, посвященные знаменательным датам, праздникам, оформляться тематические выставки книг, например, ко Дню Победы в Великой Отечественной войне может быть оформлена тематическая полка «Читаем книги о войне».

В школе в качестве факультативного может быть введен интегрированный курс по работе над формированием информационной культуры учащихся, например, курс «Основы информационной культуры школьника». Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.

Основные задачи: дать представление учащимся о современных информационных технологиях; научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее; приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней; укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.

В работе с учащимися могут быть использованы различные методические приемы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.

Таким образом, информационная среда школьной библиотеки сегодня является как ресурсной, то есть технической системой, позволяющей хранить информацию, извлекать ее и предоставлять пользователю, так и коммуникационной и выступает в данном случае как неотъемлемый фрагмент культуры.

Библиотека в школе служит местом встречи, коммуникации представителей различных групп. Через библиотеку появляется возможность формирования разнородных, разновозрастных групп, в которых принимают участие совместно педагоги школы, родители и учащиеся.

Читатель сегодня объективно заинтересован в расширении ассортимента предоставляемых библиотекой информационных продуктов и услуг. Читателей сегодня привлекает не только книговыдача, возможность поработать с литературой в читальном зале, выставки, беседы, справки и обзоры и т.д., но и получение аннотированных списков литературы, копии статей, фрагментов книг, помощь в приобретении новых учебников, информирование о публикациях в периодической печати, возможность работы с электронным учебником

Формирование информационной среды библиотеки - это основной процесс в построении единого информационного пространства школы. Главный критерий оценки качества обучения не количество и разнообразие приобретенных знаний, а умение учащихся не только добывать знания, но и самим принимать участие в создании информационных ресурсов.

Школьная библиотека, представляя одно из начальных звеньев в цепи непрерывного образования, получает сейчас уникальный шанс поднять свой престиж, упрочить статус школьного библиотекаря за счет превращения библиотеки в особый центр – центр формирования информационной культуры личности. Центр, в котором учащиеся получают особую - информационную подготовку: овладевают знаниями и умениями организации информационного поиска как в традиционной (ручной), так и в новой информационной технологии, анализа и синтеза найденной информации, технологией самостоятельной подготовки необходимых в ходе обучения информационных продуктов.

Организация информационной подготовки учащихся требует четкого разграничения, дифференциации действий школьных библиотек и общеобразовательных учреждений в едином процессе информационного образования. Преодоление трудностей на пути поиска плодотворных решений по разработке методов и средств информационного всеобуча, разработки реального механизма взаимодействия образовательных учреждений и библиотек, потребует объединения усилий управленцев и организаторов, теоретиков и практиков библиотечной и образовательной сферы.

Для совершенствования деятельности школьных библиотек необходимо проводить работу в следующих направлениях:

Технически оснастить библиотеки;

Обновить и укрепить ресурсную базу школьных библиотек;

Обеспечить доступ библиотек к информационным ресурсам Интернета;

Сформировать единые электронные базы данных учебных фондов библиотек общеобразовательных учреждений;

Разработать форму ресурсной интеграции (обмен учебниками, необходимыми одному учебному заведению и невостребованными в библиотеке другого);

Создать положение о статусе базовых школ, в которых библиотеки, располагающие богатыми книжными фондами, выступали бы в качестве ресурсных центров;

Развить систему повышения квалификации работников библиотек общеобразовательных учреждений.

Для того, чтобы совместная деятельность учителей и школьных библиотекарей по информационной подготовке учащихся была продуктивной, необходимо специальное обучение самих организаторов этого процесса, овладение ими технологии формирования информационной культуры школьников. Такое обучение должно опираться на систему практико-ориентированных занятий; сопровождаться разработкой учебно-методической литературы и дидактических средств обучения основам информационной культуры школьников.

Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и школьных библиотек, всех учителей и школьных библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной культуры подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

    Библиотека общеобразовательного учреждения: сб. регламентирующих док [Текст] / сост. Г.В. Чулкина, О.В. Козлова. – М.: ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО, 2000. – 80 с.

    Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. – 214 с.

    Бородина В.А. Библиотечное обслуживание [текст]: учебно-методическое пособие / В.А. Бородина. – И: Либерея, 2004. – 168 с.

    В помощь школьному библиотекарю: Инструктивно-методические материалы по деятельности школьной библиотеки. – Школьная книга, 2004. – 64 с.

    Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры /Н. Гендина // Школьная библиотека, 2002, №7. – С. 34-38.

    Дети. Книга. Библиотека. Поиски и обретения 90-х гг. – Челбинск, 2000. – 318 с.

    Краткий справочник школьного библиотекаря. СПб, 2001.- 497 с.

    Крук Н.В. Библиотека образовательного учреждения в информационном пространстве // Библиотековедение. – 2007. – № 1. – С. 23-29.

    Мелентьеа Ю.П. Библиотека как институт социализации юношества. – М: АСОПиР, 2001. – 417 с.

    Чудинова В.П. Дети, библиотеки и новые массовые информационные технологии // Библиотековедение. – 2002. – №5. – С. 40-50.

Размещено на Allbest.ru